Издательство
Санкт-Петербург – Москва
Бажов Малахитовая шкатулка

Никольский Георгий

Никольский Георгий
НИКОЛЬСКИЙ Георгий Евлампиевич (1906—1974). Заслуженный художник РСФСР.
Выдающийся анималист и график. Профессиональный зоолог. Учился во ВХУТЕМАСе и на биолого-почвенном факультете МГУ. Профессионально изучал мир животных и мог стать ученым. Но стал художником. И всю свою жизнь рисовал животных: c натуры и по памяти, в лесах, в заповедниках, в зоопарках — везде, где только мог. Г. Никольский умел по памяти изобразить любого зверя, причем точно передавал как внешний облик животного, так и его повадки, характер. B тетрадях и альбомах рядом c рисунками c натуры художник помещал словесные описания позы животного, состояния природы. Он был также проникновенным и тонким пейзажистом, умевшим передать сиюминутное состояние вечно изменяющейся природы, создать своим рисунком определенное настроение. 
В книжную иллюстрацию Г. Никольский пришел по совету своего наставника и старшего коллеги художника В. Ватагина. Иллюстрировал произведения о природе А. Пушкина, И. Крылова, Л. Толстого, С. Аксакова, А. Фета, А. Чехова, Э. Сетон-Томпсона, С. Маршака, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, В. Бианки и др. Охотно рисовал для журнала «Мурзилка». Сотрудничал со студией «Диафильм», для которой выполнил серию рисунков к книге Р.Киплинга «Маугли.

Из журнал «Охота и охотничье хозяйство», № 10/1998:
 «Родился будущий художник 6 июля 1906 г. в Пскове. Отец занимал должность ректора реального училища. Семья была связана с духовными кругами. В бурные революционные годы Никольские перебрались в Москву. Там Георгий Евлампиевич впервые попробовал приобщиться к профессиональному искусству, поступив во ВХУТЕМАС, но, проучившись недолго, перешел в университет, предполагая стать зоологом. Несмотря на социальные потрясения, зоологическая школа Московского университета в 20–30-е гг. стояла на очень высоком уровне, заслуженно пользовалась признанием мировой науки. Еще преподавали академики Северцов и Мензбир, широко разворачивались экологические исследования Житкова и его учеников, уже делали свои первые шаги в науке молодые Формозов (также ставший превосходным анималистом, да еще без отрыва от науки) и Гептнер (позднее автор известной «Зоогеографии» и многотомного издания «Млекопитающие Советского Союза»), создавал свою капитальную сводку «Звери СССР» Огнев. Однако, окончив университет, Никольский пошел по стопам своего старшего коллеги В. А. Ватагина (вооруженного также университетскими зоологическими знаниями), избрав стезю художника. Ватагин помог начинающему анималисту попробовать свои силы в книжной иллюстрации. Первый опыт оказался удачным. Вслед за изданием книги В. Бианки Никольский оформляет книги писателей, посвятивших свое творчество природе и братьям нашим меньшим (Пришвина, Соколова-Микитова, Зверева, Спангенберга, Скребицкого, Чаплиной, Никольского и др.). В память об университетских годах и связях Георгий Евлампиевич иллюстрирует «Фауну позвоночных Бадхыза» Гептнера и «Птиц нашей страны» Дементьева.
Год за годом растет мастерство художника. Но ни издатели, ни читатели зачастую не представляли, какой труд стоит за блестящим рисунком, выполненным как бы одним росчерком пера (стали говорить о «линии Никольского»), или свободными акварельными заливками, иногда даже перекрывающими чрезвычайно пластичный контур зверя или птицы. Тысячи набросков и зарисовок в зоопарках и на дикой природе, тысячи километров пройденных дорог по лесам, степям и болотам (вот где пригодился фронтовой опыт). Особенно охотно Георгий Евлампиевич посещал Асканию-Нова, Талдом, Завидово. Он очень любил и умел великолепно передавать известные многим охотникам состояния природы на переломе зимы и весны, лета и осени, осени и зимы, когда особо остро воспринимаются признаки наступающих перемен. Его излюбленными объектами были, по-видимому, копытные (особенно лось) и хищные (особенно тигр и медведь).
Лучшие произведения Никольского предельно эмоциональны (его иногда даже упрекали в излишнем «психологизме»). Они поражают богатством живописных фактур. Художник напряженно искал обобщающе-графический образ зверя, птицы, дерева. Влюбленный в природу, в игру пятен и полос на покровах животных, в узоры листьев деревьев и трав, Никольский не приветствовал механическую перерисовку живых объектов, которой, увы, грешат многие из современных художников, считающих себя анималистами. Вместе с тем его образы рождались не только из глубокой любви, но и благодаря глубоким знаниям (не забудем об университетской подготовке зоолога).
Маленьким шедевром Никольского стали иллюстрации к «Бемби» Зальтена. Мечтал художник и о своем «Маугли», но, вероятно, дело ограничилось рисунками к диафильму.
Скончался Георгий Евлампиевич от болезни сердца 28 ноября 1973 г. в Москве».

Все книги художника:

Земля Санникова Обручев Владимир
Земля Санникова
Художник: Никольский Георгий
Серия "Малая классика Речи"»
Плутония Обручев Владимир
Плутония
Художник: Никольский Георгий
Серия "Малая классика Речи"»
Маленьким детям. Стихи русских поэтов
Маленьким детям. Стихи русских поэтов
Художник: Никольский Георгий
Серия: Любимая мамина книжка»
Бэмби Зальтен Феликс
Бэмби
Художник: Никольский Георгий
Пересказ с немецкого Юрия Нагибина»
Серая шейка Мамин-Сибиряк Дмитрий
Серая шейка
Художник: Никольский Георгий
Серия «Любимая мамина книжка»»
Умка Яковлев Юрий
Умка
Художник: Никольский Георгий
Серия: Любимая мамина книжка»
Комар-хвастун Грибачёв Николай
Комар-хвастун
Художник: Никольский Георгий
Серия: Любимая мамина книжка»
Муравьиная страна Лебедева Галина
Муравьиная страна
Художник: Никольский Георгий
Серия: Любимая мамина книжка»
Весна в лесу Соколов-Микитов Иван
Весна в лесу
Художник: Никольский Георгий
Серия: Любимая мамина книжка»
Зима в лесу Соколов-Микитов Иван
Зима в лесу
Художник: Никольский Георгий
Серия: "Любимая мамина книжка"»
Осень в лесу Соколов-Микитов Иван
Осень в лесу
Художник: Никольский Георгий
Серия "Любимая мамина книжка"»
Лето в лесу Соколов-Микитов Иван
Лето в лесу
Художник: Никольский Георгий
Серия "Любимая мамина книжка"»
Год в лесу Соколов-Микитов Иван
Год в лесу
Художник: Никольский Георгий
Книга о русском лесе с реалистическими иллюстрациями художника, не переиздававшимися более полвека.»