Издательство
Санкт-Петербург – Москва
Бажов Малахитовая шкатулка

Лаврова Ксения

Лаврова Ксения
ЛАВРОВА Ксения. Художник из Санкт-Петербурга. Родилась в Ленинграде. В 1990 году закончила ЛВХПУ им. В.И. Мухиной по специальности «мебельно-декоративные ткани». С 1994 года член Союза художников Санкт-Петербурга (секция «Графика»). В 2005 году завершила пятилетнее обучение в НОУ «Восточный институт» (факультет «Синология») с присуждением квалификации «Востоковед-регионовед со знанием китайского языка».

Ксения Лаврова рассказывает о работе над «Алисой»:
— «Алиса» Льюиса Кэрролла — одно из самых загадочных и путаных произведений в мировой литературе. Но именно «путаность» сюжета развязала мне руки как художнику-иллюстратору. В классических произведениях всё строго выстроено, и в иллюстрациях приходится вести себя с осторожностью.
В «Алисе» же сюжет перескакивает от одного к другому с такой быстротой, как кролик бежит вниз по норе. И так же быстро главная героиня меняет свой облик, за этой фантасмагорией сложно уследить! Зато именно это дало свободу в поиске внешнего вида и образов и Алисы и всех остальных персонажей.
Читатель сразу увидит, что у Алисы везде разный внешний вид, всегда она с новой причёской и в новой одежде.
Сделала я это намеренно. Я долго и скрупулёзно изучала по книгам историю костюма и моды, её развитие и становление, и иллюстрирование «Алисы» стало прекрасным поводом воспользоваться всем этим «багажом». Я не копировала костюмы какой-то конкретной эпохи, это, что называется, «фантазия на тему». Алиса одета то в костюм испанской инфанты, то в «платье-паризьен» наполеоновской эпохи ампир, на «озере из моря слёз» она плывёт на лодочке в венецианском корсо с фероньеркой на лбу...
Так же внимательно я одела и Королеву, не случайно сделав ей повязку на глаз — как у Адмирала Нельсона. Она же ведёт себя не лучшим образом — головы рубит почём зря, вот я и придала ей облик «элегантной бандитки» в платье эпохи Елизаветы I Английской. Полагаю, что именно такой образ и имел в виду Кэрролл. Да и где же ещё, как ни в этой книге возможен «такой» персонаж!
Однако первым на бумаге появился, конечно, Кролик, он как бы открывает сюжет. Бежит он конечно, быстро, но при этом — в модном вышитом жилете, французском АБИ эпохи «опасных связей» и модными в то время карманными часами, которые показывают непонятно какое время, на длинной цепочке. Совершенно как Лорд Брайен — «икона стиля» викторианского времени и эталон мужской моды.
Потом появились Герцогиня, Королева, сумасшедший Болванщик. Последний — персонаж почти исторический. Ведь в то время при изготовлении шляп для придания сукну нужной формы использовались ртутные пары. А они неблагоприятно действовали на мозг и нервную систему. Так что у Кэрролла это собирательный образ придурковатого шляпных дел мастера времён королевы Виктории...
Работа шла спокойно, шаг за шагом. Несмотря на путаницу и неразбериху сюжета, я старалась упорядочить процесс работы, не отвлекаясь ни на что. Один за одним появлялись герои в разнообразных костюмах, богато декорированных и разноцветных... Читатель непременно заметит, что у меня везде много разных насекомых. Отчасти это обитатели травы, на которой уснула Алиса, отчасти — дань моему собственному увлечению. В детстве я хотела стать зоологом, изучала животный мир со всей на тот возраст серьёзностью, включая занятия в кружке «Юный зоолог». Отсюда, думаю, такое обилие насекомых, ползающих везде и всюду. Это лишний раз напоминает, как наш мир разнообразен и красив — от маленькой гусеницы или изумрудного хамелеона до большого серого «в морщинку» слона.
В этой книге есть всё. Однако я не стремилась делать пёстрые и разноцветные картинки. Я много смотрела книг с английской книжной графикой конца XIX века. И хотела сохранить именно эту эстетику, посчитав правильным сделать акцент на чёрно-белых иллюстрациях, раскрасив их лишь немного, — всё же эта книга и для детей тоже... Вот так и получилась смесь черно-белой графики с цветными пятнами.
Проводя аналогию с книжной графикой Англии эпохи модерна, я преследовала цель сделать не просто книгу для чтения, но и предмет искусства. И я рада, что это происходит: книга продается не только в России, ее заказывают коллекционеры из разных стран.
В общей сложности моя работа над «Алисой» заняла 2,5 года. А ждать издания этого двухтомника пришлось… 15 лет! В 1998 году, когда я закончила работу над иллюстрациями, в России был период, совершенно не располагавший заниматься книгами. Не до эстетства было. Но я не расстраивалась, просто переключилась на другую творческую деятельность: станковую графику, графику для интерьерных пространств, расписывала стены и фарфор, делала батик...
Потом интерес к этому проекту возник снова — со стороны издательства «Речь». Мне повезло: издательство не вмешивалось в процесс, ведь нет ничего хуже, когда издатель начинает «диктовать» художнику, что делать. Мне дали абсолютную свободу действий! В результате все оригиналы иллюстраций приобрело издательство, а их копии еще до выхода книги участвовали в разных выставках, проходивших в разных странах, и хорошо продавались. Так что герои моей «Алисы» давно живут собственной жизнью.

Сайт художницы: lavrovaksu.blogspot.ru
Фото с сайта: www.artlib.ru

Все книги художника: